Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Добрый день, друзья.
Рад вас приветствовать у себя на блоге.
Сегодня я хочу поговорить на очень важную и полезную для всех родителей тему: как объяснить своему ребенку, что такое деньги, и как научить его с ними обращаться? Знаю, что для многих это сложная тема. И подступиться к ней бывает ой как не просто.
Но надо.
От того, насколько грамотно мы обращаемся с деньгами, зависит очень многое в нашей жизни. В первую очередь, ее качество. В дальней же перспективе — достигнем мы каких-то личных целей или нет. Если сформировать привычки правильного управления деньгами с детства, шансов наделать финансовых ошибок во взрослом возрасте будет значительно меньше.
Как научить детей обращаться с деньгами

Вообще, психологи однозначно говорят, что отношение к деньгам, которое несет по жизни человек, сильно зависит от того, как эта тема была представлена у его родителей. Это, конечно, не значит, что мы на 100% копируем все финансовые действия наших родителей. Но просто родители могут научить своих детей только тому, что умеют сами. И естественно, что с деньгами все так же.
Если родители сами не имеют минимальных знаний, как нужно грамотно управлять финансами, в семье ребенок таких знаний уж точно не получит. Тогда вся надежда остается на школы и вузы. Но и там пока положение дел не сильно радует. А раз так, то родителям самим нужно сначала подтянуть свои знания по этому важному предмету. Без самообразования тут не обойтись. Благо, что полезных ресурсов по личным финансам становится все больше и больше.
Начинать обсуждение денежной темы желательно, когда ребенок уже научился считать. Постепенно нужно объяснить ему, что такое деньги. Откуда они берутся и как могут быстро исчезнуть, если не контролировать свои расходы. Необходимо донести до ребенка, что деньги — это результат труда. Что прежде, чем можно будет купить новую игрушку, сначала нужно денюжки заработать. Что деньги имеют свою реальную ценность в виде труда родителей, которые их каждый день зарабатывают.
Чтобы ребенку было понятно, лучше все показывать ему на практических примерах.
1. Планирование семейного бюджета.
С помощью бюджета можно наглядно показать ребенку, как деньги у нас появляются и как исчезают.
Для начала можно нарисовать на бумаге озеро. В него впадают и из него вытекают несколько ручейков.
Озеро — это все деньги, которые у нас есть, а ручейки — наши доходы и расходы. Если впадающие в озеро ручейки становятся тоньше, пересыхают, сразу же начнет уменьшаться и наше озеро. Ну и, естественно, уменьшится количество воды в вытекающих из него ручейках. Так можно продемонстрировать ребенку взаимосвязь наших доходов, расходов и финансовых возможностей. Объяснить, что постоянно нужно работать над увеличением своих доходов, стараться их увеличивать, чтобы ручейки, втекающие в наше озеро, всегда были полноводными и мощными. Тогда воды в озере всегда будет хватать на все необходимое.
Когда ребенок уяснит такие элементарные вещи, можно всей семьей заняться составлением плана расходов. Например, на неделю.
Прежде всего, разделите все расходы на группы. Покажите ребенку, что среди них есть первоочередные расходы, уменьшить которые либо невозможно, либо нежелательно. К примеру, невозможно снизить плату за квартиру, если только не поменять ее на меньшую, или выплаты по кредитам, которые указаны в кредитных договорах. Среди тех, которые лучше не уменьшать, также расходы на здоровье.
Но есть и такие расходы, которые можно и даже нужно уменьшать или расходы. Или даже такие, без которых вообще можно обойтись. Постарайтесь на примере расходов своей семьи найти такие и наглядно продемонстрировать их ребенку. Это может быть, к примеру, покупка дорогой игровой приставки или нового смартфона тогда, когда вполне еще работает старый.
Через неделю же можно будет всем вместе собраться и посмотреть, получилось ли выполнить план или нет.
А еще интереснее будет, если поставить какую-то цель (например, сэкономить какую-то сумму) и потом достичь ее. В итоге, если получилось, всем награда — поход в кафешку или в аквапарк.
Когда ребенок уже будет понимать смысл планирования, можно будет сделать его ответственным за какую-нибудь небольшую статью расходов.
Как планировать бюджет вместе с ребенком
 
2. Карманные деньги.
 
Как советуют психологи, у ребенка обязательно должны быть личное пространство, личные вещи, а в определенное время — и личные деньги.
Главный вопрос относительно карманных денег — с какого возраста можно начинать их давать ребенку? Однозначного ответа на это вопрос нет. Понятно только, что это имеет смысл делать, когда он будет понимать, что такое деньги, и сможет осознанно их тратить. Как правило, — так бывает в 6-7 лет, хотя некоторые родители оттягивают этот момент до 11-12 лет.
Основная задача родителей — обучить своего ребенка самостоятельности. Проще всего для этого создать ему условия, как во взрослой жизни. Карманные деньги — это как раз атрибут, с помощью которого ребенок сможет почувствовать себя взрослым. Именно поэтому они просто необходимы ему.
Малышам-первоклашкам лучше давать карманные деньги небольшими суммами каждый день. Постепенно же периоды, на которые выдаются деньги нужно увеличивать. В старших классах вполне можно это делать раз в месяц.
Так ребенок научится планировать свои траты и управлять личными деньгами. Только родителям нужно ввести строгие правила, чтобы не превратиться в «дойную корову» для своего ребенка. Потратил деньги раньше срока — придется ждать до конца месяца. И только так и не иначе!
Часто встает вопрос: а сколько карманных денег давать ребенку? Даже если финансовое положение позволяет, сумма не должна быть слишком большой. Нужно ориентироваться на размер карманных денег у сверстников. Но, конечно, самый главный фактор — это финансовое состояние семьи. Все должно быть в каких-то разумных пределах.
Стоит ли контролировать, на что тратит деньги ребенок?
Все зависит от того, насколько вообще родители привыкли его контролировать. Все-таки это его личные деньги. Наверное, не стоит делать это так уж тщательно. Особенно для подростков. Но, естественно, надо быть начеку. Если вы видите,что деньги быстро исчезают неизвестно куда или, еще хуже, тратятся на выпивку или сигареты, — тут уже придется вмешаться и отрегулировать ситуацию.
Надо ли платить детям за хорошие оценки
3. Как создавать личные резервы и сбережения.
 
Дети лучше всего учатся в процессе игры и в этом случае тоже можно поиграть. С двумя копилками.
В первой копилке ребенок будет хранить свои карманные деньги. Если они ему для чего-то понадобились, пожалуйста, в любой момент он может взять оттуда любую сумму. Эта копилка — как будто бы его банковская карточка.
Во второй копилке он тоже может хранить свои деньги. И точно так же может в любой момент взять оттуда любую сумму по своему желанию. Но, к примеру, 1 раз в месяц он вместе с родителями открывает эту копилку и сумму в копилке на этот момент родители увеличивают на 10% (20%, 30%, 100% — сами задавайте правила игры). Для ребенка это будет как будто бы накопительный банковский депозит.
А еще лучше будет, если с помощью такой накопительной копилки ребенок будет копить себе на новую игровую приставку, игрушку, светящиеся кроссовки и прочие дорогостоящие для родителей мечты.
4. Покупка в кредит.
 
Продолжаем играть с накопительной копилкой.
Например, ребенок хочет купить игрушку, которая стоит 5000 рублей. В качестве карманных денег он получает от вас 500 рублей в неделю, а «родительские проценты» — 10% на сумму в копилке 1 раз в 2 недели. Допустим он решил копить в «родительском банке»  (в накопительной копилке) деньги на эту игрушку и кладет в копилку половину от выдаваемых ему денег — 250 рублей в неделю. Тогда необходимая сумма накопится в копилке за 14 недель.
Но у ребенка есть и другой вариант получить эту игрушку. Этот вариант познакомит его с понятием «кредит». В этом случае не придется ждать 3,5 месяца, игрушку можно будет купить сразу же. Дайте ребенку 5000 рублей на игрушку, но не просто так, а как будто в кредит. Это значит, что теперь ребенок будет получать не 500 рублей в неделю «карманных», а меньше. Например, 400 (300, 250) рублей в неделю. Остаток пойдет на возврат «кредита» на игрушку.
Если же ему захочется побыстрее расплатиться с «родительским банком», можете пилумать ему какое-то полезное занятие. Когда он его выполнит, получит зарплату и быстрее расплатиться по своему «кредиту». Размер зарплаты нужно обговорить заранее.
Вот так на практике ребенок сможет очень быстро понять суть финансовых операций и будет готов к использованию их во взрослой жизни.
Как с помощью копилок научить детей обращаться с деньгами
5. Экономия денег.
 
Если ваш ребенок хочет какую-то вещь, попробуйте вместе с ним найти ее в нескольких магазинах своего города. Посравнивайте цены в разных местах между собой. Выберите магазин, где эта вещь дешевле всего. После этого проделайте то же самое, но уже в интернет-магазинах. Наверняка покупка в интернете окажется выгоднее. Так вы сможете показать своему ребенку, что прежде, чем что-то покупать, нужно все тщательно изучить, сравнить цены в разных местах и сделать заказ по самой выгодной цене.
В заключение скажу еще несколько слов об ошибках, которые допускают многие родители в плане финансового воспитания своих детей.
1. Некоторые родители все время сокрушаются, как им тяжело жить, что все время не хватает денег. И все это делается в присутствии детей. Более того, некоторые взрослые намеренно акцентируют внимание, что у нас, мол, денег нет, мы — бедняки, а вон родители Леши или Алисы, — богачи. Вполне естественно, что после такого ребенок начинает считать себя бедным. У него занижается самооценка. Он может всю жизнь жить с таким ощущением и не найти потом в себе силы стать успешным человеком. Подумайте об этом, те, кто поступает именно таким образом. Ведь большинство наших проблем,с которыми мы живем и боремся всю жизнь, проистекают из нашего детства. Правильнее будет с самого детства закладывать в сознание ребенка мысль, что он может достичь всего, чего захочет. Но нужно уметь ждать и прикладывать усилия.
2. Родителям не стоить спорить о деньгах в присутствии своих детей. Или уже тем более ругаться и обвинять друг друга в том, что кто-то потратил деньги неправильно. Или что кто-то не умеет зарабатывать деньги.
3. Часто родители допускают еще одну серьезную ошибку, когда начинают платить деньги своим детям за  хорошие оценки в школе, за помощь по дому или хорошее поведение.  Считается, что вроде таким образом у ребенка развивается деловой подход к жизни. Но так ли это на самом деле? Как правило, такие действия родителей формируют у детей неправильные привычки.
Бывает даже так, что родители делают прайс-лист. Устанавливают, сколько стоит та или иная школьная оценка, выполнение того или иного действия по дому. Что в итоге? А то, что ребенок начинает нормально учиться только тогда, когда он хочет купить себе какую-то новую игрушку, гаджет или еще что-нибудь. Как только такая потребность у него исчезает, учиться он перестает. Так же с помощью по дому. Короче, теперь ребенок ничего не делает от души, просто так. За все ждет денежного вознаграждения. Вот вам и деловая хватка.
Да, ребенка конечно же нужно похвалить, если он реально старается. Например, можно купить какой-то подарок к окончанию учебного года или свозить на каникулы на море.
Ну вот, пожалуй, и все. Буду рад, если эта информация окажется полезной для вас.
Конечно, все, что вы прочитали, — это сугубо мое личное мнение. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. С удовольствием прочитаю о ваших методах финансового воспитания детей в комментариях.
Если вам интересна эта тема и вы хотите поглубже в ней разобраться, очень рекомендую скачать бесплатный самоучитель семейных финансов для детей «Дети и деньги». Его автор — директор Института финансового планирования Евгения Блискавка.
Скачать самоучитель совершенно бесплатно можно здесь.
С уважением, Юрий Дуров.

Спасибо, что поделились этой статьей в социальных сетях!

Метки: ,

2 комментария на «Как научить ребенка обращаться с деньгами?»

  1. Я много полезного узнал читая книги Брайана Трейси,Джон Кехо. Спасибо за отличную статью.
    Еще сильное влияние на финансовое воспитание оказывает то, что дети смотрят по телевизору.С уважением, Александр!

    • Юрий Дуров:

      Александр, как по мне, так ничего интересного по телевизору не смогут увидеть ни взрослые, ни дети. А новости и всякие телешоу на телеканалах — это вообще абсолютное зло и пожиратели драгоценного времени. Спасибо Вам за комментарий.

Ваш отзыв